По оценке аналитического агентства “Автостат”, шесть лет назад (в 2002 году) с использованием кредитных схем было продано всего около 70 тысяч автомобилей, а рынок автокредитов оценивался в 650 млн USD. В следующем 2003 году прирост рынка составил около 100 тысяч машин, что добавило к емкости этого рынка еще около 1 млрд USD. В 2004 году по кредитным схемам уже было продано порядка 350 тысяч автомобилей, а объем рынка составил порядка 3,6 млрд USD. 2005 год показал более чем 40-процентный рост этого рынка. За год с использованием кредитных денег было продано порядка 500 тысяч легковых автомобилей, а объем рынка увеличился до 5,5 млрд USD. На тот момент уже каждый третий автомобиль продавался через кредитные схемы. В 2006 году автокредитование охватило более 40% рынка – 750 тыс. автомобилей, а финансовая емкость этого сегмента бизнеса выросла до 9 млрд USD, то есть почти в два раза больше, чем в 2005 году. Фактически тогда автокредитование приобрело черты цивилизованного рынка.
В прошедшем 2007 году все основные тенденции сохранились. По оценке тольяттинских аналитиков, в 2007 году из 2,4 млн проданных на российском рынке автомобилей 1,15 млн были приобретены с использованием различных кредитных схем, при этом суммарная емкость рынка автокредитования составила 16 млрд USD.
Сегодня около 55% автомобилей продается в кредит, в следующем году эксперты видят эту цифру на уровне 60%, однако общие темпы роста сократятся. “Это вполне вероятно, – комментирует заместитель генерального директора по кредитованию “Независимость-Финсервис” Сергей Цацулин. – Причинами также могут стать более жесткие требования банков к потенциальным заемщикам, увеличение ставок, ориентация банков на другие, более прибыльные для них продукты”.
Сегодня, по оценке “Независимость-Финанс”, в зависимости от марки “кредитные” автомобили занимают от 25 до 45% в объеме продаж физическим лицам. Директор по маркетингу компании Red Dragon Максим Анахов отмечает, что по ряду дилеров доля кредитных машин достигает 70% от совокупных объемов продаж. Основной тенденцией становится автокредитование в регионах, поскольку рынок в Московской и Ленинградской областях считается насыщенным. Так, из топ-20 самых “автокредитных” банков по итогам 2007 года 12 банков более 60% кредитов выдали в регионах. Усилению конкуренции на рынке автокредитования способствует приход новых игроков в лице банков иностранных автопроизводителей: “Тойота Банк”, “Мерседес-Бенц Банк Рус”, GM Finance, Nissan Finance, Renault Credit, BMW Bank и PSA Finance (Peugeot Citroen).
№ | Банк | Выдано автокредитов в I полугодии 2008 г., тыс. руб. | Изменение к I полугодию 2007 г., % | Количество выданных автокредитов в I полугодии 2008 г., шт. | в т.ч. на приобретение российских автомобилей, % |
Портфель автокредитов на 1 июля 2008 г., тыс. руб. |
1 | Сбербанк | 48 837 642 | 159,75 | 112 437 | – | 86 591 932 |
2 | Русфинансбанк | 26 367 265 | 96,26 | 88 298 | 38,45 | 56 665 291 |
3 | ЮниКредит Банк | 20 363 927 | 95,65 | 46 619 | – | 40 540 175 |
4 | Росбанк | 16 421 999 | 49,14 | 44 653 | – | 49 373 820 |
5 | ВТБ24 | 12 656 729 | 147,44 | 25 301 | – | 25 384 902 |
6 | Райффайзенбанк | 9 613 922 | -21,42 | 17 076 | – | 30 784 709 |
7 | Альфа-Банк | 7 009 643 | 23,52 | 15 935 | 7,00 | 17 409 259 |
8 | Банк Уралсиб | 6 688 251 | 10,43 | 15 988 | ~30% | 18 219 535 |
9 | Абсолют Банк | 6 541 571 | 233,24 | 12 466 | <10% | 11 121 673 |
10 | Промсвязьбанк | 5 721 496 | 89,82 | 8 473 | – | 13 154 170 |
Появление иностранных автобанков несколько активизировало действия местных банков, однако радикального влияния все же не оказало. Тем не менее получить кредит сейчас гораздо проще, чем пять-шесть лет назад. Для расширения круга потенциальных заемщиков банки увеличивают срок кредитования до пяти-семи лет, минимизируют количество документов, требуемых для оформления кредитов (паспорт и водительское удостоверение), предлагают “экспресс”-оформление, когда срок рассмотрения заявки не превышает 30 минут. Все шире предлагаются такие варианты кредитов, как “кредит с обратным выкупом”, “кредит на автомобиль с пробегом” и др. “Покупатели со стабильным доходом уже сейчас практически со стопроцентной вероятностью могут получить кредит на покупку автомобиля в случае такой необходимости”, – резюмирует М. Анахов.
Несмотря на растущую конкуренцию и насыщение рынка, дешевле автокредиты в ближайшее время уже не станут. Проценты за пользование кредитом подошли сегодня к своему минимальному порогу – ставке рефинансирования (на 14 июля 2008 года 11%). Уже в 2006-2007 годах снижение процентных ставок по кредитам практически прекратилось. Процентная ставка по автокредиту сейчас колеблется от 10 до 18% годовых. “Иностранцы” заявляют ставку в среднем чуть ниже по рынку: от 9% (в долларах) и 10-11% (в рублях).
Более того, в связи с нестабильной ситуацией на мировом фондовом рынке процентные ставки в ближайшее время могут даже подрасти. “Возможно, ставки фондирования увеличатся из-за ухудшения конъюнктуры на межбанковском рынке, и тогда банки будут вынуждены поднять ставки, – считает руководитель блока “Автокредитование” Альфа-Банка Сергей Силантьев. – Однако по специальным программам банков и автопроизводителей ставки останутся на прежнем уровне, – прогнозирует эксперт, – а также будут разрабатываться специальные предложения с пониженными ставками”.