Кризис за первые пять месяцев этого года поспешил отразиться не только на объемах продаж (они за пять месяцев этого года упали на 47% по сравнению с аналогичным периодом го года), но и на позициях первой десятки топовых иномарок. В первую десятку продаваемых иномарок попали, в основном, самые бюджетные и хорошо знакомые российским покупателям модели. Главной интригой результатов продаж за май в топ-10 автомобилей иностранных брендов стало тот факт, что Renault Logan по итогам последнего месяца обогнал признанного лидера российского рынка Ford Focus. Несмотря на то, что последний все-таки продолжает удерживать первенство по итогам первых пяти месяцев, как считают эксперты, к концу этого года Logan может уверенно занять лидирующую строчку автомобильного хит-парада.
По мнению участников рынка, в связи с сложившейся экономической обстановкой в стране (на фоне снижающихся доходов населения), автолюбители, в подавляющем большинстве, голосуют рублем за самые бюджетные и проверенные автомобили. "Неудивительно, что Renault Logan за май стал самой продаваемой иномаркой, - говорит аналитик Константин Прохорцев. - Этому есть несколько причин. Во-первых, Logan как и Focus давно производится в России. А во-вторых, что является самым важным аргументом, представитель французского бренда попадает в более дешевую нишу. Благодаря кризису, о покупке Logan стали задумываться те покупатели, которые раньше бы предпочли бы более дорогие автомобили".
По мнению экспертов, результат спора за лидерство между Focus по итогам всего 2009 года пока труднопрогнозируемый, поскольку в правительстве РФ активно обсуждается вопрос о расширении списка автомобилей произведенных в России, которых можно приобрести на льготных условиях. Программа поддержки отечественного автопрома, в который с легкой руки Владимира Путина вошли все иностранные заводы на нашей территории, изначально предполагала льготные условия покупки машин стоимостью до 350 тыс. руб. Однако, в настоящее время, решается вопрос об увеличении ценового ценза данного списка автомобилей до 600 тыс. руб. В этом случае Focus получит дополнительные преимущества и займет более выигрышную позицию. Кроме того, как отмечает Константин Прохорцев, в России традиционно предпочитают более габаритные автомобили, поэтому фордовский бестселлер обладает большей привлекательностью в глазах отечественного автолюбителя.
На третьей позиции топ-10 находится Mazda3. "В топовую десятку попало много моделей, которые производятся в России и СНГ, а такие модели оказались в более выигрышном положение по сравнению с полностью импортируемыми моделями", - сказал руководитель отдела маркетинга дилерского центра "Лексус-Измайлово" Антон Соколов. Как прогнозирует эксперт, что первая десятка может в ближайший год-два полностью поменяться, поскольку сейчас в топ-10 представлены, в основном, устаревшие модели, которые выигрывают у конкурентов только по цене. Об этом догадываются и сами производители, многие из которых уже объявили об обновлении своих нынешних лидеров.
Участники рынка прогнозируют, что наибольшим потенциалом на российском рынке для дальнейшего рывка, через некоторое время, обладает немецкий концерн Volkswagen, куда помимо одноименного бренда входит и среднеценовая чешская марка Skoda. "Германский автогигант сейчас находится в более выигрышном положении, чем американские, японские и корейские производители, - считает Константин Прохорцев. - Российский завод VW/Skoda также набирает обороты, кроме того, немцы в недалеком будущем обещали выпустить бюджетную модель на базе Polo специально для российского рынка". А благодаря недавней покупке части акций Opel российским Сбербанком и планах по производству машин этой марки в России, через пару лет модели немецкого бренда, также смогут более активно атаковать автомобильный топ-10.