Мечты сбываются! Но, к сожалению, не все: российский автомобильный рынок в этом году, наверное, так и не станет самым крупным в Европе. Возможно, это произойдет через год, считают аналитики. Но в 2008-м – скорее всего, нет. Кризис.
Последствия мирового финансового кризиса, о котором все говорят последние месяцы, докатились до России в середине сентября. У дилеров не стало лишних денег на выкуп автомобилей у производителей, а покупателям перестали выдавать кредиты. В итоге, как сообщает Ассоциация европейского бизнеса в России (АЕБ), темпы роста продаж в нашей стране начали стремительно падать.
Хотя на первый взгляд, все не так уж и плохо: за первые 10 месяцев 2008 года россияне купили 1780773 автомобилей, что на 36 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года (1307073 машин). Но если посмотреть на статистику октября, то по сравнению с сентябрем спрос на новые иномарки упал на 5,7 процента. Причем больше всех пострадали наиболее популярные в России модели - Hyundai Accent, Daewoo Matiz, Nissan Almera Classic и так далее.
В лидерах рейтинга продаж, составленного по итогам 10 месяцев этого года, по-прежнему Chevrolet (199288 автомобилей). Спрос на автомобили этой марки растет почти в точном соответствии с рынком: с начала года продажи увеличились на 32 процента, зато по сравнению с сентябрем этого года – на 44 процента. Причем наибольшим спросом пользовались, в основном, дешевые автомобили - Chevrolet Lanos, Niva и Lacetti.
А вот компания Hyundai, которая в прошлом году сумела обогнать Ford и Toyota, воспользоваться всплеском спроса на недорогие автомобили не смогла. Из-за проблем с поставками машинокомплектов из Южной Кореи завод "ТагАЗ", выпускающий модель Accent, был вынужден резко сократить поставки автомобилей дилерам. В результате, продажи Hyundai в России в октябре снизились на 25 процентов (по сравнению с сентябрем), а "Акцентов" было продано почти вдвое меньше, чем месяцем ранее.
Несмотря на это, Hyundai пока удерживает второе место в общем рейтинге - за 10 месяцев объем сбыта вырос на 53 процента по сравнению с прошлым годом - с 112174 до 171497 машин.
На третье место по итогам 10 месяцев неожиданно вышла компания Toyota, сумевшая увеличить свои продажи в России на 34 процента – до 162961 автомобиля. Причем в октябре (по сравнению с прошлым годом), продажи выросли на 56 процентов, зато по сравнению с сентябрем – упали на четыре процента. Причиной столь удачного для "Тойоты" октября многие эксперты называют… наличие у японской марки собственного банка, который может по-прежнему выдавать покупателям кредиты на выгодных условиях.
У "Форда" своего банка нет, поэтому кредитный кризис ощутимо повлиял на его статистику продаж: спрос на популярнейший "Фокус" в октябре снизился почти на треть! По итогам месяца эта модель уступила звание самой продаваемой иномарки России Chevrolet Lacetti, продажи которой за тот же период выросли на 77 процентов, и едва не пропустила вперед Toyota Corolla, спрос на которую всего за месяц увеличился почти втрое. В общем рейтинге марок Ford теперь лишь на четвертом месте с показателем 154969 автомобилей. За 10 месяцев продажи выросли на 13 процентов.
В группе аутсайдеров – тех, чьи продажи по итогам 10 месяцев снизились – оказались лишь некоторые китайские марки (спрос на Chery упал на 53 процента, на коммерческие автомобили FAW – на 24 процента) и компания Iran Khodro (-58 процентов). Кроме того, по темпам роста продаж от рынка сильно отстают марки Ford (+13 процентов), Renault (+16 процентов), Daewoo (+17 процентов), Volvo (+10 процентов), и большинство производителей автомобилей премиум-сегмента.
В октябре отрицательная динамика продаж была зафиксирована у многих популярных марок. У Hyundai спрос упал на 27 процентов, у Ford, Nissan и Kia – на 18, 24 и 24 процента соответственно. Серьезное снижение продаж зафиксировано почти у всех китайских марок и у большинства американских.
Если же сравнивать не с октябрем прошлого года, а сентябрем 2008-го, то в минусе оказались практически все: спрос на автомобили Nissan упал на 40 процентов, Mazda – на 26 процентов. Продажи упали у марок Dodge (61 процент), Ssang Yong (57 процентов), Seat (56 процентов), Jaguar (48 процентов), Chrysler (40 процентов), Land Rover (39 процентов), Saab (39 процентов), Jeep (32 процента), Porsche (31 процент), Mini (31 процент), Lexus (24 процента), Kia (15 процентов), Daewoo (12 процентов).
Среди отдельных моделей сильнее всего пострадали от кризиса Mazda 3 (-41 процент), Nissan Qashqai (-37 процентов), Nissan Almera Classic (-33 процента), Hyundai Getz (-31 процент), Mitsubishi Lancer (-27 процентов), Nissan X-Trail (-24 процента), Kia C'eed (-22 процента), Opel Corsa (-20 процентов). А в лидерах – сплошь дешевые модели вроде Chevrolet Lanos (+67 процентов), Chevrolet Lacetti (+55 процентов), Chevrolet Aveo (+30 процентов), Chevrolet Niva (+22 процента), Renault Logan (+21 процент), Kia Spectra (+12 процентов) и Ford Fusion (+12 процентов).
Продажи новых иномарок в России с января по октябрь 2008 года (по данным АЕБ)
марки | янв-окт 08 | янв-окт 07 | проц. | окт 08 | окт 07 | проц. |
Chevrolet | 199288 | 151039 | 32 | 23490 | 19386 | 21 |
Hyundai | 171497 | 112174 | 53 | 12105 | 16489 | -27 |
Toyota | 162961 | 121784 | 34 | 17573 | 11300 | 56 |
Ford | 154969 | 136884 | 13 | 13555 | 16471 | -18 |
Mitsubishi | 99011 | 79117 | 25 | 9549 | 9200 | 4 |
Renault | 92647 | 79859 | 16 | 8707 | 8508 | -2 |
Daewoo | 87779 | 74823 | 17 | 7710 | 7882 | -2 |
Opel | 85567 | 50929 | 68 | 7516 | 5902 | 27 |
Kia | 78483 | 63696 | 23 | 5380 | 7060 | -24 |
Honda | 69949 | 28578 | 145 | 9509 | 4736 | 101 |
Mazda | 65794 | 37940 | 73 | 5669 | 4758 | 19 |
Skoda | 41468 | 22249 | 86 | 4570 | 2805 | 63 |
Volkswagen | 41032 | 25286 | 62 | 5103 | 3427 | 49 |
Peugeot | 39864 | 20579 | 94 | 4998 | 2475 | 102 |
Suzuki | 33324 | 22860 | 46 | 3221 | 2451 | 31 |
Fiat | 26401 | 11761 | 124 | 3593 | 924 | 289 |
Subaru | 18518 | 12419 | 49 | 2110 | 1392 | 52 |
Land Rover | 17439 | 9755 | 79 | 1394 | 1367 | 2 |
Volvo | 17315 | 15803 | 10 | 1241 | 1545 | 20 |
BMW | 15663 | 11833 | 32 | 1654 | 1200 | 38 |
Chery | 14642 | 31160 | -53 | 967 | 3490 | -72 |
Audi | 14423 | 12866 | 12 | 1203 | 1258 | -4 |
Mercedes-Benz | 14317 | 12983 | 10 | 1615 | 1281 | 26 |
Ssang Yong | 13025 | 8958 | 45 | 958 | 964 | -1 |
Lexus | 12870 | 11407 | 13 | 1077 | 1052 | 2 |
Citroen | 9631 | 9470 | 2 | 1095 | 979 | 12 |
Volkswagen Commercial Vehicles | 8671 | 4912 | 77 | 1019 | 707 | 44 |
Great Wall | 7639 | 4635 | 65 | 388 | 618 | -37 |
Infiniti | 6521 | 4319 | 45 | 878 | 530 | 66 |
BYD | 4677 | 1812 | 158 | 276 | 366 | -25 |
Dodge | 4100 | 2226 | 84 | 190 | 326 | -42 |
Lifan | 3873 | 440 | ||||
Jeep | 2582 | 1664 | 55 | 163 | 146 | 12 |
Mercedes-Benz Vans | 2486 | 2180 | 14 | 272 | 303 | -10 |
Seat | 1951 | 76 | 2467 | 391 | 26 | 1403 |
IKCO | 1866 | 4395 | -58 | 115 | 675 | -83 |
Porsche | 1810 | 1925 | -6 | 90 | 248 | -64 |
FAW Commercial Vehicles | 1551 | 2046 | -24 | 63 | 254 | -75 |
Cadillac | 1506 | 1524 | 20 | 120 | 174 | -31 |
Jaguar | 1423 | 882 | 61 | 102 | 89 | 15 |
Chrysler | 1297 | 1059 | 22 | 64 | 79 | -19 |
Saab | 1095 | 582 | 88 | 81 | 31 | 161 |
Mini | 761 | 540 | 41 | 53 | 22 | 141 |
Hummer | 572 | 584 | -2 | 56 | 90 | -38 |
Alfa Romeo | 278 | 747 | -63 | 25 | 50 | -50 |
25 наиболее продаваемых иностранных моделей в россии в октябре / за 10 месяцев 2008/2007 годов
Модель |
янв-окт 08 |
янв-окт 07 |
проц. |
окт 08 | окт 07 | проц. |
Ford Focus | 75069 | 77484 | -3 | 6959 | 9935 | -30 |
Chevrolet Lacetti | 69192 | 33786 | 105 | 7329 | 4143 | 77 |
Renault Logan | 64273 | 53489 | 20 | 5726 | 5496 | 4 |
Hyundai Accent | 60978 | 39514 | 54 | 3569 | 6234 | -43 |
Toyota Corolla | 53771 | 33865 | 59 | 6511 | 1672 | 289 |
Mitsubishi Lancer X | 51461 | 14285 | 260 | 3579 | 3211 | 11 |
Daewoo Nexia | 46416 | 39403 | 18 | 4818 | 4162 | 16 |
Daewoo Matiz | 41363 | 35420 | 17 | 2892 | 3720 | -22 |
Chevrolet Niva | 41297 | 38163 | 8 | 4688 | 4608 | 2 |
Chevrolet Lanos | 40476 | 47213 | -14 | 4993 | 5315 | 3 |
Ford Fusion | 40467 | 30879 | 31 | 3294 | 3210 | 3 |
Opel Astra | 36168 | 21984 | 65 | 3444 | 2352 | 46 |
Mazda3 | 35346 | 22415 | 58 | 2320 | 3186 | -27 |
Hyundai Getz | 33413 | 20340 | 64 | 2116 | 3129 | -32 |
Kia Spectra | 31698 | 26020 | 22 | 2511 | 2899 | -13 |
Honda Civic | 28663 | 10265 | 179 | 3797 | 2258 | 68 |
Chevrolet Aveo | 28530 | 18026 | 58 | 4483 | 3653 | 23 |
Nissan Qashqai | 27157 | 13653 | 99 | 2025 | 1898 | 7 |
Opel Corsa | 26264 | 13399 | 96 | 2041 | 1530 | 33 |
Toyota Camry | 24163 | 22450 | 8 | 2523 | 2306 | 9 |
Skoda Octavia | 23682 | 12716 | 86 | 1907 | 1565 | 22 |
Honda CR-V | 23000 | 6441 | 257 | 2478 | 957 | 158 |
Kia C'eed | 22230 | 8602 | 158 | 1752 | 1855 | -6 |
Nissan New X-Trail | 21101 | 6263 | 237 | 1477 | 1726 | -14 |
Nissan Almera | 20999 | 24604 | -15 | 1286 | 2495 | -48 |
Однако в Европе ситуация на рынке новых автомобилей – еще хуже! В сентябре спрос на новые машины упал на восемь процентов, а по итогам года аналитики прогнозируют спад продаж на уровне 15-16 процентов. На этом фоне российский рынок вызывает оптимизм: по оценкам агентства "Автостат", в 2008 году в России будет продано 2,85 миллиона автомобилей, что на 18 процентов больше, чем годом ранее. Если эти прогнозы верны, то за оставшиеся два месяца мы сумеем обогнать Германию и стать самым крупным автомобильным рынком Европы, несмотря на кризис, массовые увольнения и отсутствие кредитов.