Подержанные авто становятся главным товаром авторынка

В связи с ростом цен на новые иномарки россияне все чаще стали рассматривать вариант приобретения не нового, а подержанного автомобиля. Рост цен в долларах на некоторые модели японских производителей по сравнению с прошлым годом составил 20%. В подобной ситуации увеличение доли продаж подержанных машин поможет автодилерам компенсировать потери от снижения реализации новых иномарок.

Подержанные авто становятся главным товаром авторынка

Только вот у автодилеров и других “цивилизованных” продавцов подержанных автомобилей как кость в горле засело двойное обложение налогом на добавочную стоимость (НДС) одного автомобиля. Первый раз надо платить НДС при покупке автомобиля у старого владельца (например при сдаче старого авто в trade-in), второй раз надо платить НДС при продаже того же авто новому владельцу. В результате большим российским дилерам крайне тяжело соперничать в ценовом аспекте со стихийными авторынками и продажей авто из рук в руки.

Но наконец-то с 1 апреля вступил в силу федеральный закон “О внесении изменений в статьи 154 и 164 части второй Налогового кодекса РФ” об отмене второго НДС при перепродаже подержанных автомобилей, подписанный президентом РФ в декабре прошлого года. Выступая в конце января на пресс-конференции, партнер, руководитель практики по оказанию услуг предприятиям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers (PwC) Стенли Рут спрогнозировал, что отмена двойного НДС при продаже подержанных автомобилей будет способствовать росту их продаж через дилерские центры. По мнению аналитиков, новая расчетная схема сделает этот сегмент более привлекательным для дилеров и всколыхнет рынок подержанных автомобилей.

“В условиях финансового кризиса, когда продажи новых автомобилей падают, а прибыльность этого направления снижается, реализация машин с пробегом для многих игроков рынка может стать приоритетом”, – говорит главный исполнительный директор BlueFish (входит в ГК “Рольф”) Роман Хапаев. По его мнению, в новых условиях дилеры, конечно, больше, чем прежде, заинтересованы развивать и услугу trade-in, и продажу и покупку автомобилей с пробегом как самостоятельное направление бизнеса.

Как отмечает финансовый директор ГК “АвтоСпецЦентр” Олег Мосеев, раньше дилеры не выкупали автомобили у физических лиц, а использовали различные (вполне легальные на всякий случай) схемы и не теряли НДС. “Согласно новым правилам, при реализации дилерами автомобилей, приобретенных у физических лиц, налог должен исчисляться не со всей стоимости реализуемых товаров, а с разницы между ценой продажи и ценой приобретения такого автомобиля, – говорит директор по консультационным услугам в области косвенного налогообложения PwC Владимир Константинов. – До вступления в силу данных поправок реализация дилерами подержанных автомобилей осуществлялась, как правило, по комиссионным схемам, при которых дилеры выступали комиссионерами физических лиц, намеревающихся реализовать подержанные автомобили, и исчисляли НДС с суммы своего вознаграждения, получаемого при реализации подержанных автомобилей новым владельцам”.

Вступление новых поправок, по мнению участников рынка, всколыхнет рынок поддержанных машин, но не сделает б/у автомобили дешевле. “Отмена двойного НДС легализует рынок, он станет более привлекательным для официальных дилеров, – считает Олег Мосеев. – Но на ценах это не отразится”. Такого же мнения придерживаются и в BlueFish. “До вступления поправки в действие игроки рынка, как правило, не использовали схему двойного налогообложения – актуальна была комиссионная модель, – рассказывает Роман Хапаев. – Таким образом, о “сравнительной” экономии говорить не приходится. Отмена двойного налогообложения напрямую касается скорее не цены, а механизма сделки между продавцом (юрлицом) и покупателем. Механизм этот в корне меняется. Дилер теперь может принимать автомобиль по договору купли-продажи вместо комиссионной схемы и продавать его как собственник, а не от лица предыдущего владельца”. По мнению г-на Хапаева, схема стала прозрачной и простой. В результате интерес к подобным сделкам растет как со стороны дилера, так и со стороны клиента. В результате рынок подержанных автомобилей движется от схемы “частник – частнику” к схеме “дилер – клиенту”.

В ГК “АвтоСпецЦентр” считают, что у игроков цивилизованного рынка авторетейла, в отличие от представителей стихийного рынка, есть многочисленные преимущества, в том числе и финансовые ресурсы. Кроме того, дилеры могут предложить потребителям дополнительные услуги (предпродажную подготовку, страхование, кредитование, даже гарантию на отдельные узлы и агрегаты автомобилей). “Дилерам действительно стало интересно заниматься этим бизнесом и предлагать клиентам полный комплекс услуг, кроме того, мелкие перекупщики в текущей финансовой ситуации испытывают сложности с оборотными средствами, ввиду чего многие из них закрываются”, – добавляет Роман Хапаев.

Эксперты считают, что в связи с новыми поправками возможны значительные перемены на рынке подержанных машин. “На рынок могут выйти новые игроки, к примеру, компании, специализирующиеся на авто с пробегом, – рассуждает Олег Мосеев. – Они тоже смогут предложить потребителю получить целый пакет дополнительных услуг”. “Лидерами рынка в данном случае будут те, кто был первым и инвестировал средства в развитие, не дожидаясь отмены “двойного" НДС”, – резюмирует Роман Хапаев.

14 апреля 2009
автор: Никита Афанасьев
источник: Autonews.ru
Фотогалерея
Дилерам тяжело конкурировать со стихийными авторынками
В условиях кризиса продажи новых авто падают
Введение поправок не сделает б/у автомобили дешевле
новости