Глава УГИБДД Сергей Казанцев в порыве самокритики привел данные, согласно которым 5% ДТП происходит из-за плохого состояния дорог.
Правительство Москвы на очередном своем заседании в очередной раз обсуждала проблему дорожной безопасности. И искало виноватых. Лужков журил столичную ГИБДД. Мол, кому как не ей предписано следить за состоянием дорог и правильным функционированием светофоров. Глава УГИБДД Сергей Казанцев, скорее, в порыве самокритики, привел данные, согласно которым 5% ДТП происходит из-за плохого состояния дорог. При этом обратил внимание, что если по Московской области состояние примерно 10% дорог нельзя назвать удовлетворительными, то по России такой показатель составляет 16,6%.
Это не первый раз, когда, озаботившись безопасностью российских дорог, чиновники начинают вслух рассуждать о проблемах дорожного строительства. В середине этого года на заседании Госдумы депутат Александр Коваль приводил данные статистики за 2007 г. Оказалось, что по причине неудовлетворительного состояния дорожно-транспортной сети в прошлом году в стране произошло 43 825 ДТП, в результате которых погибли 6 715 человек и были ранены 54 834 человека. «То есть, по сути, каждый пятый погибший – из-за того, что у нас дороги в плачевном состоянии», - такое мнение выразил тогда А. Коваль.
О том, что нормальные дороги – это не только безопасность и благосостояние водителей и пешеходов, но и престиж страны, напоминать не приходится. Как не стоит лишний раз говорить пресловутую фразу про «дураков и дороги». Хотя можно, но при этом к широко известному выражению стоит прибавить «… и чиновник, который у этих дураков берет деньги, но на дороги их не тратит».
Парадокс – у нас самое дорогостоящее в Европе дорожное строительство, и у нас одни из самых небезопасных дорог в мире. Дорожникам не стоит признаваться в том, сколько они «намывают» себе денег при ремонте старых или строительстве новых дорог. И так все понятно: там не досыпал сантиметр песка, тут не доложил сантиметр асфальта, и глядишь, сэкономил себе на новую машину. А ничего, что сам потом поедешь по этой дороге, где ширина полосы движения меньше стандартной, где уже через год эксплуатации появятся ямы и ухабы?
Можно, конечно, ругать лихачей и тех «русских, которые любят быструю езду», а также пьяных за рулем. И их стоит ругать, потому что они также создают опасности на дорогах городов и на трассах федерального назначения. Кому же стоит адресовать слова порицания по поводу плохого дорожного полотна, неправильно организованного транспортного движения, отсутствия подземных пешеходных переходов, плохо отрегулированных светофоров?.. Но все эти несовершенства лишь следствия, которые приводят к трагедиям. Это последствия халатности региональных служб, ворующих деньги, которые и так в сильно уменьшенном виде приходят на места и подразумеваются быть потраченными на дорожное строительство. Это и последствия пренебрежения нормами дорожного строительства, которые, опять-таки в погоне «за рублем» повсеместно нарушаются самими строительными организациями.
Но Россия, что бы там ни говорили, Москвой не ограничивается. И на дорогах федерального назначения дела еще хуже, чем в столичном регионе. Взять, к примеру, трассу на Киев. В Подмосковье сейчас идут работы по расширению автомагистрали Киев - Москва, которая аккурат до Калуги находится в более или менее удовлетворительном состоянии: и дорожное полотно ровное, и разделительное ограждение наличествует. Но после поворота на Калугу попадаешь в иное измерение: ямы и рытвины, отсутствие освещения, не говоря уж об ограждениях и других признаках «цивилизации». А вдоль дороги лишь щиты с устрашающими надписями, сколько на конкретном участке погибло, а сколько было ранено людей за последний год. Таких неремонтированных дорог по России уйма, залатанных-перелатанных – еще больше. Едут по таким автомагистралям тяжелые фуры, которые могут провоцировать крайне тяжелые аварии. И зачастую водители-дальнобойщики в таких ДТП виновны косвенно, а прямыми виновниками можно считать плохую освещенность трассы в утренний или вечерний туман, узкое дорожное покрытие, нечеткую разметку на дороге.
Но вернемся в «дорогую столицу» и к ее транспортным проблемам, над разрешением которых чиновники рушат головы не первый год. Министр транспорта Игорь Левитин в свое время сокрушался, что вот не хватает в столице 400 км дорог, что-де строят, но строят мало, и за ростом автопарка не успевают. И нужны деньги. Например, для того, чтобы достроить мосты, которые начали возводить 10 лет тому назад, необходимо около 700 млрд. рублей от инвесторов.
Нам говорят, что не хватает Москве дорог, что небывалыми темпами растет столичный автопарк, что нужны невероятно крупные суммы на строительство новых и ремонт уже существующих автотрасс, что по причине плохого дорожного полотна происходят ДТП и гибнут люди. Но зачем делать и без того небезопасные дороги еще опаснее? Ведь в столице есть много мест, где не только светофоры работают абы как, но и одно их присутствие вызывает ежедневные пробки и заторы. А лежачие полицейские, которых многие автомобилисты должны «благодарить» за неплановый ремонт подвески?! Это прекрасный пример того, как борьба за безопасность становится причиной самой опасности.
Каждый из столичных водителей навскидку может назвать несколько таких улиц в городе, где светофоры, лежачие полицейские, неправильно организованное дорожное движение приводят к возникновению в лучшем случае пробки, а в худшем – аварии. Впрочем, есть и официальные данные, которые называют, к примеру, 12 опасных перекрестков столицы. Среди прочих в такой black list попал район Кадашевской набережной, где на пересечении с Большой Ордынкой и Малым Москворецким мостом часто возникают ДТП. Причина тому – неудобный поворот на Большую Ордынку. Как уже говорилось, опасных по тем или иным признакам мест в столице обнаружилось 12, и при этом власти города приняли решение в кротчайшие сроки принять меры по устранению этих опасностей. А сейчас самое время спросить тех, кто часто проезжает в районе Кадашевской набережной, по Комиссариатскому мосту в районе пересечения Овчинниковской набережной и Садовнического проезда, в месте пересечения Николоямской улицы и Земляного вала и в других местах, попавших в «черный список»: что кроме аварий, заторов и пробок наблюдается в этих местах? Уже ли московские власти начали принимать экстренные меры, направленные на устранение опасностей, поставили сферические зеркала, переместили пешеходные «островки», установили ограждения?
В ином проявляют свою прыть московские чиновники во главе с градоначальником. Они скорее начнут, заподозрив водителей и «резину» их автомобилей в деле разрушения столичных дорог, запрещать автовладельцам пользоваться шипованными шинами. Но так как нашим просто так ничего не запретишь, то господин Лужков посчитал, что «владельцы шипованной резины должны доплачивать в бюджет города за ремонт дорог». Возмущен мэр Москвы тем, что часть автомобилей в городе ездят на шипованной «резине», которая приводит в негодность дорожное полотно, особенно левую полосу движения. Под такой инициативой Лужкова «подписался» и Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города во главе с Андреем Цыбиным. Он тоже предлагает ввести налог на автомобили с шипами, которые очень сильно успели навредить дорожному полотну на Третьем транспортном кольце.
Возможно, найдется такой умный человек, который нашим якобы несведущим властям города скажет, что скорее стоит брать налог, а лучше штрафы, со строительных организаций, которые при проведении работ нарушают все нормы и технологии строительства и, например, кладут асфальтовое покрытие без бетонной «подушки». Возможно, этот умный человек скажет чиновникам, что надо решить проблему пробок, по причине которых автомобили, в том числе и грузовая техника, едут по дорогам на очень низких скоростях. Вероятно, до их умов дойдет также мысль о том, что неспроста водители «обувают» свои авто в шипованную резину. Автовладельцам, особенно в зимний период, приходится ездить по такому дорожному полотну, которое из-за погодных условий превращается в «смертельный саван». Но если такой человек и найдется, то слушать в правительстве Москвы его никто не станет. Ведь куда приятнее и доходнее ввести новый налог на «шипы», получать в казну города деньги, привлекать дополнительные средства на применение новой «говорящей» разметки, журить ГИБДД и вручать муниципалитетам знак «кирпич», лежачих полицейских, чтобы те, ничтоже сумняшеся, устанавливали эти знаки безопасности там, где они превращаются в символы опасности.