В пятницу 7 ноября в рамках обнародованного антикризисного плана правительство России рассмотрело и, нет сомнения, что в скором времени и одобрит рекомендации правительственной комиссии относительно увеличения ввозной пошлины на иномарки.
О том, как жилось российскому автопрому до кризиса, сказано много, о том, как ему приходится в настоящих кризисных условиях, – еще больше. В октябре, говорят эксперты, продажи автомобилей «АвтоВАЗа» сократились в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 19%. Спрос на модели Lada упал в октябре на 20-30%. Правда, по сравнению с сентябрем текущего года продажи все же выросли – на 16 %. Другой крупный российский производитель, Группа «ГАЗ», лишился по итогам сентября 10 % своего дохода и уже запланировал 13-процентное сокращение объемов своего производства.
А на тему того, что российские автомобили могут стать лишь музейными экспонатами, аналитики рынка начали рассуждать еще тогда, когда в России начали открываться первые заводы иностранных автопроизводителей. Открываются они и сейчас, и кризис тому, как видно, не помеха. Увы, за годы наш автопром так и не смог наработать достаточной базы, развить необходимые технологии, чтобы создавать высоко конкурентные модели, которые привлекали бы широкую массу покупателей. Но все больше автовладельцев смотрят за кордон и готовы стоять в многомесячной очереди на приобретение иномарки или покупать подержанную машину у «перегонщиков». Вот такой вот удар, тем более ощутимый в кризисное время, наносят российские покупатели родному автопроизводителю.
100 миллиардов рублей спасут «отцов» русского автопрома
Сейчас уже никто не скрывает, что правительство страны ведет откровенное лоббирование интересов отечественного автопроизводителя. Недавно Группа «ГАЗ» обратилась к Владимиру Путину с челобитной. В обращении, направленном премьеру, ГАЗ просил, конечно же, денег, и для себя, и для «коллег по цеху». В общей сложности, как подсчитали в «ГАЗе», для спасения отечественного автомобилестроения требуется 100 млрд. рублей, при этом «газовцам» нужно 30 млрд. плюс еще 12 для открытия завода по производству дизелей.
Надо было «газовцам» налаживать выгодные связи с крупными кредитными организациями, как это делал с 2002 г. ОАО «АвтоВАЗ», который в то время начал сотрудничество с банком ВТБ. Банкиры дали «вазовцам» недавно очередной кредит в 4 млрд. рублей на пополнение оборотных средств автомобильной компании. А еще ранее ВТБ организовал четыре облигационных займа «АвтоВАЗа» на общую сумму в 14 млрд. рублей.
Просил, кстати, денег на выживание и «КАМАЗ», которому для того, чтобы остаться на плаву, необходимо 15 млрд. рублей. Но вероятней всего, основному российскому производителю спецтехники будет помогать открытие производства в Венесуэле, о чем недавно шла речь на межправительственном уровне.
А банки и вовсе получили от государства существенные денежные вливания, которые по плану того же государства должны были пойти на стимулирование реального сектора экономики, автомобильной отрасли в том числе. Как активно банки хотят инвестировать в автопром, сейчас очень понятно: не хотят они вкладывать средства в автомобили, которые сейчас особо и не покупаются, а только складируются и простаивают в автосалонах.
Цепная реакция пошла уже давно, банки сейчас не кредитуют ни развитие автопрома, ни приобретение автомобиля простыми покупателями, автопроизводства простаивают и сокращают объемы выпуска, отсюда долги металлургической отрасли. Недавно российскому правительству пришлось и вовсе снизить до нуля ввозную пошлину на металлолом и некоторые виды металлопроката. Многие предприятия металлургии сейчас находятся на той грани, за которой простой, убытки и полный крах. Не последнюю очередь в такой ситуации играют и российские автопроизводители, у которых есть непогашенные долги металлургам. Да и сокращающиеся объемы отечественного автопроизводства заставляют пересмотреть принятые ранее планы выпуска продукции черной металлургии: если не делают много автомобилей, то соответственно, сокращают и производство стали и других металлов. Однако нулевая пошлина на это сырье – шаг в поддержку не столько российских металлургов и автопромышленников, сколько иностранных инвесторов, которые развернули на территории России свои автомобильные производства. И такая «услуга» не единственная.
Импорт – злее нет врага
В числе основных мер, направленных на поддержку отечественного автопроизводителя, в своем обращении ГАЗ называл увеличение экспортных пошлин на поддержанные иномарки. А такой импорт растет и ширится. По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», на ноябрь 2008 г. с начала года в Россию было ввезено 306,2 тысячи поддержанных заграничных авто. До конца 2008 года этот показатель может возрасти до 400 000 автомобилей и тем самым превысить прошлогодние объемы на 10-12 %. В своем выступлении перед Федеральным собранием президент Дмитрий Медведев говорил о необходимости реализации антикризисных мер, направленных на поддержание российской экономики. Правительство недавно приняло такую протекционистскую программу, которая, естественно, коснулась и отечественного автопрома. В числе антикризисных мер значится предоставление субсидий, в том числе и организациям автомобилестроения, а также корректировка ввозных пошлин на автомобильную промышленность. Зачем же развивать отечественный автопром, когда уже поздно: кризис на дворе, и надо принимать превентивные меры, чтобы выжить!
Вот и будут принимать меры, которые российских покупателей поддерживать вовсе не станут, а наоборот поставят их в жесткие условия отсутствия выбора, именно такого, который подходит и по цене, и по качеству.
В пятницу 7 ноября в рамках обнародованного антикризисного плана правительство России рассмотрело и, нет сомнения, что в скором времени и одобрит рекомендации правительственной комиссии относительно увеличения ввозной пошлины на иномарки. Для экспортируемых машин возрастом не более пяти лет размер ставки предлагают увеличить до 30% (сейчас пока 25%). Относительно более старых авто сроком эксплуатации более пяти лет пошлину планируют поднять до 5,7 евро за 1 куб. см двигателя (вместо 2,5 евро).
«Хорошо тебе, Дальний Восток?» - после принятия таких лоббистских мер только и останется спросить правительству России. А Дальнему Востоку хорошо вовсе не будет. Если учесть, что более 90% автомобилей на дорогах этого региона – пригнанные из Японии или Южной Кореи иномарки, да к тому же, если вспомнить, что на дальневосточных просторах нет автомобильных производств, совсем плохо будет приморским автомобилистам. Вот сложатся все пошлины и запретительные ставки, и получится, что подержанная «японка» стала по стоимости золотой. Экспортировать «конструкторы» уже не так выгодно, как это было ранее. И тут правительство постаралось, установив пошлину не менее 5 000 евро за кузов.
Такие протекционистские методы были бы хороши, если бы речь не шла об автомобилях отечественного производителя, в технологиях производства которых революционных промышленных прорывов и достижений не дождаться в обозримом будущем. Не на то они деньги тратили, чтобы совершенствовать «Жигули», «Лады» и «Волги», а теперь и подавно не станут вкладываться в развитие. Им бы выжить. А выживает сильнейший, и в процессе этого выживания интересы потребителей в расчет не берутся. Ждать того, что после введения таких высоких экспортных пошлин люди бросятся активно покупать «Калины» и «Приоры» - сомнительное заключение. А рассчитывать на то, что импортные подержанные модели станут по цене в ряд с новыми российскими автомобилями – вполне ожидаемое явление. Только вот будут ли покупать?
А кому на самом деле помогут пошлины
Есть в российском автопроме еще одна своего рода власть. Это иностранные инвесторы, которые разместили на территории России свои производства по сборке своих же моделей. Условия для развития таких предприятий у нас в стране более чем благоприятные. Это не только, по сути, новые производственные мощности, но и относительно дешевая рабочая сила. К тому же новые пошлины на ввоз иномарок будут активно способствовать обогащению мировых концернов, которые расположили свои заводы на территории России. Никто из них и не думает снижать размах. Наоборот, совсем недавно GM, который к 2009 г. намерен сделать российский авторынок первым по объему реализации своей продукции, открыл свое новое предприятие под Санкт-Петербургом, а французский Renault уже давно прочно обосновался у нас в стране и снабжает всех дешевыми «Логанами».
Так кому же на самом деле поможет увеличение ввозных пошлин, если не иномаркам, производимым в России? Ведь именно такие модели окажутся на российском авторынке в самых благоприятных условиях, когда поддержанные авто из-за границы станут стоить неоправданно дорого, а продукция отечественных автозаводов не будет отличаться ни выгодными ценами, ни привлекательным качеством.
Кстати, предположительно, новые пошлины начнут действовать уже со следующего года.