Городской стиль вождения – вот с чем надо бороться в первую очередь. Очень насыщенные и чрезмерно "богатые" городские навыки большинства «уличных гонщиков» вызывают у опытных инструкторов лишь усталую усмешку. Эти знания не имеют ничего общего с тем, чему они учат и что проповедуют. "Придворная" школа водительского мастерства "при Lancer Evo" учит, как избавиться от ошибок. Программа рассчитана равномерно на три дня – каждый урок по 2 часа усиленного изучения премудростей и особенностей, азов и прописных истин. Даже если будущий ученик неплохо подготовлен, но готов расти дальше, он найдет чему поучиться у опытных инструкторов. Главное приходить в школу с правильным настроем и не забывать известную японскую мудрость: «Учитель приходит, когда ученик готов».
Индустриальный пейзаж и голый лед, присыпанный снежком. Что может лучше подойти для усиленных тренировок над собой и поиска общего языка с подконтрольным транспортным средством? Необходимо только большое свободное пространство, чтобы спокойно шлифовать свои навыки. Даже неискушенному водителю понятно, что на двух квадратных метрах нельзя как следует разогнать потрясающий ярко-желтый Mitsubishi Lancer Evo VIII, а потом вместе с ним начать выписывать причудливые фигуры желтыми росчерками на белом полотне окружающего пейзажа. Под контролем опытного мастера автомобиль срывается в боковое скольжение, кружится в танце с килограммами измельченного снега или просто держится покрышками на заснеженном льду так, как будто это ровный асфальт.
Реакции на работу газом или рулем стопроцентно честные, благодаря этому водитель получает истинное наслаждение и чистейший адреналин – вот такой он, автомобиль стоимостью 44 900 долларов. Он бешено ревет на высоких оборотах под аккомпанемент турбины, его подвеска звучно отрабатывает неровности, а ABS издает колодками умопомрачительный стук. «Бешеная табуретка» ярко-желтого цвета традиционно является предметом вожделения любителей быстрой езды, которые спят и видят, как Evolution поселится у них в гараже. Надолго ли?
Именно этим вопросом озаботились в Mitsubishi. Либо им стало жаль страховые компании, либо они сервисы решили разгрузить, но теперь японцы предлагают счастливым покупателям восьмой эволюции пройти 6-ти часовой курс обучения в школе вождения «Driving Art» за их счет.
С момента, когда садишься на пассажирское кресло, захлопывая дверцу и до мгновения, когда оказываешься в центре снежного торнадо, чувствуешь, что сейчас произойдет что-то захватывающее дух. Инструктор без труда дает понять, что ты не умеешь абсолютно ничего. Такой эффект достигается очень быстро, особенно после того как тренер-профессионал превращает автомобиль в снежный ком, методично выписывающий несложные, в принципе, фигуры, но зато в любом направления, на высоких скоростях и с поразительной легкостью. После этого сразу понимаешь, что передвижение по городу таким фокусам не обучит – к этому искусству надо идти другой дорогой.
У заинтересованных в обучении учеников немедленно возникает желание впитывать и познавать, вот тогда и начинается самое главное. Первые два часа обучения в большинстве своем насыщены демагогией, как может показаться на первый взгляд. Но нет ничего важнее азов, и тут не важно, что вы собираетесь делать – крестиком вышивать или жестко эксплуатировать полный привод и 265 л.с. японского двигателя. Простенький салон с сидениями Recaro, как и весь автомобиль, неподвижно замирает на обочине, а инструктор начинает доходчиво объяснять премудрости правильной посадки и элементарные движения рулем.
Находясь в правильном положении гораздо легче чувствовать автомобиль и управлять им. Ноги должны быть чуть согнуты в коленях при полностью выжатых педалях сцепления и тормоза, а рука должна лежать сверху на руле и при этом быть немного согнутой в локте. Спинка сидения в этом случае должна находиться почти в вертикальном положении, что весьма неудобно для города, но просто необходимо для активной езды. Элементарные, на первый взгляд, 9 и 6 часов хвата на руле, а также точки предварительного захвата на 7 и 8 часах для левой и правой рук соответственно в итоге оказываются очень сложным испытанием. Понять то, что и куда крутить в принципе не сложно, но повторить хладнокровно все манипуляции в идущем боком на скорости в 100 км/ч автомобиле представляется достаточно проблематичным.
Большинство городских «гонщиков» полагает, что они умеют водить и в рулении им нет равных, особенно, когда они одной рукой опираются на левую дверь, а ногу держат не на площадке, а в бреющем полете над педалью сцепления. Таким образом, пропадает дополнительная точка опоры, которой может не хватить в самый ответственный момент для быстрого реагирования на сложившуюся ситуацию. Ясное дело, что за столь короткий период не постичь вершин мастерства, но в таких вещах как руление можно практиковаться и самостоятельно, шлифуя свои навыки и правильно выполняя советы учителя. В кропотливом разъяснении и заключается работа инструктора, способного найти индивидуальный подход к любому ученику, который должен обладать самым главным качеством – желанием учиться.
Когда получены первоначальные навыки, настает время почувствовать автомобиль при более активном движении, что сулит море адреналина. Масса заносов, движения по льду с ввинчиванием в поворот под сброс газа, вращение вокруг конуса с разной амплитудой и множество других приемов сложны своей простотой. Для того чтобы контролировать автомобиль надо просто чувствовать его, предугадывать его желания, либо поощряя, либо наоборот отговаривая его работой газом. Упражнение в рулении на экстренном торможении с работающей ABS, которую теперь называют спортивной, помогает не растеряться в ситуации, когда колеса блокируются. Спортивная ABS – это еще одна причина для новичка пройти обучение. Просто мало кто из них понимает, что в повороте системы подруливают, помогая автомобилю повернуть, что может вызвать непонимание у неопытного водителя и вызвать попытку скорректировать отсутствующий занос. Чем заканчиваются такие ситуации в жизни, рассказывать не нужно. Маститые спортсмены, кстати, все равно не признают электронные шпаргалки, ведь они уменьшают информативность автомобиля.
Есть владельцы, которые приобретают Evo VIII и вкладываются в шумоизоляцию, музыкальную систему и прочие салонные удобства. Но это все равно, что взять арабского скакуна и отправить его в зоопарк детишек катать от мусорного бачка до "вон того поворота". Японцы создавали его жестким не для того, чтобы клиенты жаловались на его шумность, а чтобы информированность водителя о происходящих процессах находилась на необходимом уровне. К тому же снаряженная масса в 1470 кг – это тот вес при котором мощности традиционного 2-х литрового турбированного двигателя хватит за глаза не только на ограниченном пространстве заснеженного полигона. В салоне серии Evolution давно нет ничего лишнего, так что обещания поставить в XI поколение кондиционер и другие опции звучит сердито, но это уже совсем другая история.
Придется забыть все, кроме того, что перед нами автомобиль, который снабжен подвеской, двигателем, колесами и полным приводом. Причем этот автомобиль способен легко создать экстремальную ситуацию, с которой именно обучение и поможет справиться, а с течением времени появится возможность реально избежать этой ситуации.