Законодатели решили лишить ГАИ монопольного права на выдачу техосмотра. Конкурентами коррупционной системе гаишников могут стать автосервисы, которым разрешат выдавать техосмотр по коммерческим расценкам. Гаишники обвиняют сервисменов в заговоре и предупреждают, что ТО подорожает в десять раз.
Во вторник в Госдуме на заседании комиссии по техническому регулированию обсуждался проект регламента «Об эксплуатационной безопасности колесных транспортных средств», устанавливающего новые правила проведения техосмотра. Регламент должен быть принят в рамках административной реформы и призван заменить существующие документы, регулирующие правила ТО. Сейчас техосмотр проводится по 36 документам, основные из которых – ГОСТы и Правила дорожного движения. Согласно проекту регламента, проводить и выдавать техосмотр смогут не только гаишники, но и коммерческие автосервисы. Таким образом авторы хотят повысить безопасность на дорогах и снизить число аварий из-за неисправности машин на 70%.
При этом разработчики не скрывают, что проект финансируется не из бюджета, а за счет «заинтересованных бизнес-единиц».
Сейчас государственный технический осмотр проводится в ГАИ. Специально обученный механик проверяет состояние машины. Функции инспектора ГАИ – убедиться в подлинности номеров двигателя и кузова, выдать талон ТО. «По идее, техосмотр автомобиля проводится, чтобы проверить его исправность, то есть безопасность для водителя и окружающих. А у нас он превратился в формальность, – сказала «Газете.Ru» один из разработчиков регламента Ольга Сысоева. – Никто не несет ответственности, если машина попадает в аварию, например, из-за неисправной тормозной системы». При новых условиях техосмотра у автомобилистов появится возможность за дополнительную плату получить дополнительные гарантии безопасности, уверяют разработчики.
Согласно проекту, техосмотр можно будет проходить двумя способами: по принятой сейчас схеме – через пункты ГТО при ГАИ и по новой – в сервисном центре, имеющем сертификат на проведение ТО.
«Автосервис в этом случае обязан будет проводить диагностику машины после каждого ремонта и ТО. За счет автовладельца, конечно. Но тогда сервис будет нести ответственность, если машина попадет в аварию из-за технических неисправностей. Вот вам и дополнительные гарантии безопасности», – объяснила Сысоева.
Выдавать сертификацию на проведение техосмотра автосервисам и контролировать их работу будет некое общероссийское профессиональное объединение, созданное из наиболее активных сервисменов. Это тоже прописано в проекте.
Зато, как ни странно, в нем отсутствуют технические требования к автомобилям. Об этом на заседании комиссии сказал депутат Госдумы Сапожников. «Регламент написан очень размытыми формулировками и требует серьезной доработки», – заявил депутат и процитировал требования к тормозной системе, записанные в проекте:
"Тормоза должны легко приводиться в действие находящимся за рулем водителем. Рабочая тормозная система при включении должна замедлять движение автотранспортного средства и останавливать его надежно, быстро и эффективно независимо от его условий загрузки".
Такие формулировки в регламенте просто неприемлемы.
Сапожникова тут же прервал председатель комиссии Юрий Волков. Он объяснил, что комиссия не собирается вдаваться в подробности текста регламента, а рассматривает его просто по форме. А формально, по мнению Волкова, с регламентом все в порядке. «Мы отдадим проект в соответствующий комитет, который будет его внимательно изучать», – сказал депутат.
В передаче права на проведение ТО автосервисам множество сложностей, которые в регламенте также не упоминаются. Московские власти несколько лет назад провели подобный эксперимент. Оказалось, что из нескольких сотен автосервисов столицы диагностировать состояние автомобиля в состоянии всего десяток. У остальных не оказалось необходимого оборудования. Но и хорошо оснащенные мастерские вскоре вышли из эксперимента, поскольку работать по государственным тарифам им было невыгодно.
В случае принятия регламента, скорее всего, следующим шагом «заинтересованных бизнес-единиц» станет продвижение повышения тарифов.
По мнению независимого эксперта в области диагностики и техобслуживания автотранспорта, пожелавшего не называть своего имени, проект регламента написан исключительно в интересах крупных структур автосервиса. «Общая безграмотность проекта лишь иллюстрация к тому, какой закон может быть принят с подачи коммерсантов. Я очень надеюсь, что технические комиссии в Госдуме, несмотря на все усилия лоббистов, не пропустят регламент в этом состоянии. Иначе у нас начнется страшный бардак, – уверяет специалист. – Доработать техническую сторону проекта будет гораздо проще, чем отстоять появление нового монополиста в сфере проведения техосмотра».
Разработчики подтверждают слова эксперта, открыто говоря, что хотели бы единоличного права на проведение техосмотра: «Мы не можем прямо написать, что ГАИ лишается права проводить ТО, потому что гаишники тогда завернут наш проект. Вот мы и оставили довольно пространные формулировки, позволяющие выдавать талоны и ГАИ, и сервисам».
Сами гаишники, естественно, делиться прибылью с автосервисами не хотят и уже подготовили отрицательное заключение на проект регламента.
«Мы сейчас прекрасно справляемся с проведением техосмотров, – считает начальник организационно-аналитического отдела ГАИ России Виктор Кирсанов. – У нас проблемы только в Москве, и то потому, что Лужков строит продуктовые рынки вместо новых пунктов ГТО. Мы уже подсчитали, что, если регламент примут, техосмотр подорожает в десять раз. А безопасность не повысится совсем».
Кто поставит подписи под проектом, то есть станет субъектом законодательной инициативы, пока неизвестно. «Либо группа депутатов, либо несколько сенаторов», – сказали в пресс-службе комиссии по техрегулированию.
Проект регламента будет внесен в Госдуму в ближайшие дни. После чего его ждет долгая цепочка согласований. Уже сейчас известно, что ответственным комитетом будет назначен комитет по энергетике, транспорту и связи. Независимые эксперты и гаишники обещают сделать все возможное, чтобы закон не прошел. А разработчики – все, чтобы был принят как можно скорее.