Тюнинговый БРДМ... Это не полный бред, а реально существующее транспортное средство. Отставить хиханьки! Глядите. Каждый, даже если не служил, все равно испытает глубокое почтение к оружию... А тут, а тут! Михаил загорелся идеей приобрести такую машину и вскоре обнаружил, что это вполне возможно - хватило бы денег. Все знают, как наши острословы расшифровывают BMW. Большинство мужчин без запинки «переведут» с армейского БМП. Но уже с БРДМ возникают проблемы или даже «вредные иллюзии», хотя это далеко не самая сложная аббревиатура военного лексикона. Не раскроем тайны, сообщив: БРДМ значит «бронированная разведывательно-дозорная машина». С нашей помощью вы запомните это навсегда. Мобильность для «глаз и ушей армии» – разведки – качество совершенно необходимое. В нашей стране специальный транспорт для разведчиков появился после Великой Отечественной войны, когда стало ясно, что в современных условиях необходима скоростная и универсальная боевая машина с надежной защитой, вооружением и оснащением. Оборонщикам дали заказ создать такую, и вскоре они представили военным готовый образец. Позже был выпущен модернизированный вариант – БРДМ-2, знакомый некоторым из нас по службе, а всем остальным – по парадам, кинофильмам и телепередачам на армейскую тему. До распространенности автомата Калашникова этой машине, конечно, далеко, однако она стоит на вооружении не только в нашей стране. За рубежом, например, ее оценили в войсках ООН. Называть специфическое ТС автомобилем не совсем правильно, ведь это представитель особого вида техники. Однако в наличии двигатель внутреннего сгорания, колеса, коробка передач, руль и педали... Больше того, БРДМ можно увидеть иногда и на шоссе – по пути в загородный дом, например. Именно так и встретил этот автомобиль Михаил – на обычном подмосковном шоссе. Увидел и пришел в полный восторг – вот, вот что нужно настоящему мужчине! Каждый, даже если не служил, все равно испытает глубокое почтение к оружию. А тут такое! Узнав от военных все, что они знали о машине, Михаил загорелся идеей приобрести такую же и вскоре обнаружил, что это вполне возможно – хватило бы денег. Хватило. Единственным условием было отсутствие башни с пушкой (пулеметом). И хотя Михаил охотник, крупнокалиберный пулемет КПВТ ему все равно не пригодился бы: лося или медведя это орудие может превратить в большой дуршлаг, а зверя поменьше просто разорвет в клочки. Зато у машины оставались другие достоинства: бронезащита, непревзойденная проходимость, умение плавать и, конечно, военная прочность. Уж что-что, а военную технику у нас делать умеют. Посреднические услуги в приобретении армейской техники оказывают несколько фирм, но их работа Михаила не устроила, и он отправился прямиком на завод. Было это три года назад. Конечно, обретя желанное, наш охотник не только бурно радовался, но и думал, как адаптировать его к мирной жизни. Даже в подмосковном поселке армейская техника выглядела диковато. Появилась идея «пригладить шипы», то есть переделать все, что только возможно, в конце концов затмив Hummer. Энтузиазм подогревала мысль, что автомобиль этот – отечественный. Работа предстояла колоссальная. Машину пришлось разобрать догола. Представьте себе, что это значит: машина огромная, родной сборки да еще с начинкой, малознакомой «гражданским» механикам. Но и этот этап не был самым сложным. Впереди была переделка агрегатов, изменение внешности, переоборудование кабины... Одна только исходная документация на машину – толстый фолиант формата А4. К этому объему нужно прибавить великое множество информации по переделкам. Эх, как жаль, что нет возможности рассказать обо ВСЕХ подробностях! Ладно уж – хотя бы о том, что получилось. Корпус машины зачистили до голого металла и перекрасили. Сочетая при этом старую, многослойную технологию покраски с промежуточной полировкой и лучшие современные материалы. Нынешний цвет машины владелец называет «черно-зеленый перламутр-хамелеон». Краска и правда интересная, на вид и на ощупь похожа на порошковую эмаль. При сборке все болты и винты, которые можно было заменить, менялись на германские, из строительного магазина. Здесь нюанс: Михаил не утверждает, что наш крепеж хуже, но свято верит, что даже такая мелочь повышает качество машины. Он вообще использовал любую, даже самую ничтожную возможность повысить это самое качество. Некоторые элементы корпуса и кабины оформлены профнастилом – из рифленого алюминиевого листа. Это не только украшает машину, но и делает ее удобней и безопасней. Например, рифленка на носу корпуса позволит не поскользнуться в мокрой обуви или босому (можно ведь рыбачить, бросив якорь посреди озера!). Алюминий не просто приклепан к корпусу, он посажен на клей UHU endfest 300 с невероятной прочностью соединения. А клепки – так, для красоты. Ну и дополнительная страховка заодно. Штатные фары, размещенные на носу (тут и капота как такового нет, двигатель расположен позади кабины), по мнению хозяина машины, светили плохо. Выход нашелся простой: повесили шесть одинаковых фар вместо четырех. Корпуса отхромировали, стекло защитили хромированной же решеткой. В дополнение поставили все необходимые световые приборы – поворотники, габаритные огни... Сверху на броню установили громадный прожектор-искатель и прибор ночного видения. С обзорностью у армейской машины беда. Чтобы упростить жизнь водителю, с передних стекол сняли бронелисты, по бокам кабины пристроили огромные сферические зеркала, а на запаску, стоящую в корме – над тоннелем водометного двигателя, – приспособили камеру заднего вида на поворотном кронштейне. Угол обзора позволяет получить на мониторе в кабине отличную картинку. |
Кстати о запаске. По большому счету, это просто бутафория, ведь компрессор центральной подкачки колес позволяет каждому баллону выдерживать до семи пулевых пробоин, не говоря уже о гвоздях. Да и снять-поставить такое колесо сможет далеко не каждый. Уточним этот момент. На первый взгляд кажется, что машина четырехколесная, но – присмотритесь! Между каждой парой по борту размещается еще два колеса – поменьше. Здесь стоят пневматические авиационные шины, накачанные до 5,5–6,0 атм. Обычно они находятся в походном положении – поджаты под «брюхо». Но их можно выпустить, включив гидропривод, и тогда БРДМ станет четырехосным. А?! По проходимости ему разве что с танком тягаться, что уж тут говорить о всяких там Land Rover или даже Hummer.
Мы недаром постоянно оглядываемся на этот класс машин. Михаил утверждает, что его уникальный автомобиль можно причислить только к категории профессионального внедорожника. В доказательство чего на нос автомобиля он поставил хромированный кенгурятник от Lexus LS470, подогнав его по месту. Функция кенгурятника единственная – показать окружающим, кто есть кто, а роль бампера выполняет волноотбойник, размещенный чуть ниже. При форсировании водных преград его можно поднять на уровень «палубы».
В стандартное оснащение БРДМ входит 4-тонная лебедка с 30-метровым тросом. Она рассчитана на вызволение из плена самой бронированной машины, так что выдернуть из болота застрявший «гелик» или тот же Hummer для нее сущие пустяки.
Однако представить ситуацию, когда пригодится лебедка, сложно. Автомобиль полноприводный, шины «зубастые», а геометрическая проходимость превосходная (вспомним дополнительные колеса). Наибольший угол подъема – 30°, угол крена – до 25°.
Хотя круги вокруг машины можно нарезать до позднего вечера, пора отправляться на экскурсию в кабину. Для этого около машины стоит специально сооруженная стремянка, а на правом борту установлена хромированная лесенка. Дерзкие попытки проникнуть в кабину как есть Михаил сразу пресекает. Нужно убрать металлические предметы, снять обувь и надеть на ноги полиэтиленовые бахилы (такие же выдают посетителям в центре микрохирургии глаза Святослава Федорова). Респиратор разрешается не надевать... Обалдеть можно! Мы уже подзабыли, как удивились, только шагнув в гараж. Он чище, чем у иных санузел, – раз. Два – ворота занавешены полиэтиленовым пологом. Три – сама машина (больша-а-ая машина) заботливо укутана в полиэтиленовый же чехол, прихваченный к корпусу малярным скотчем. Наш провожатый, взявшийся снимать пленку, был мгновенно отстранен от этого дела. Михаил ловко снял «тент» и сообщил, что заменит его на новый – хотя полиэтилен был целехонек!
Да уж, он буквально сдувает пылинки с машины. Это не болезнь и даже не причуда: Михаил потратил на свое детище годы жизни, миллионы нервных клеток и прорву денег. Все это наложено на природную скрупулезность и приверженность четкому армейскому порядку. У него есть право требовать от окружающих исполнения простого правила: не гадить.
Пролезть с фотоаппаратом через верхний люк не так просто, как кажется «с земли», – пришлось сесть на броню, крутануться и опуститься в кабину, осторожно ступая. И тут приходит очередная волна странного «долгоиграющего» шока. Шестиместная кабина по-яхтенному роскошна – отделана дорогой, приятнейшей на ощупь кожей «валютного» цвета, ковровым покрытием такого же оттенка, панелями из лакированного африканского дуба. Тут есть все, о чем только можно мечтать: система спутниковой связи, система пожаротушения, видео- и аудиооборудование, эхолот, прибор ночного видения, GPRS-навигация, бар, холодильник, перископ и прочая и прочая. О таких мелочах, как кондиционер, и говорить не стоит. Снова поражает внимание исполнителей к мелочам: например, замок люка, ведущего в моторный отсек, не абы какой, а марки Mul-T-Lock. Конечно же, хромированный.
Добравшись до моторного отсека, мы, само собой, не оставили без осмотра двигатель. Заметно, что мастера поработали и над ним: он качественно окрашен, нет и намека на подтеки, все шланги забраны в металлическую оплетку, как на спортивных автомобилях. Разумеется, упор сделан не на внешность. Карбюраторный V8 объемом 5,5 литра форсирован до 132 кВт (180 л.с.). Штатный ЗМЗ-41 развивает 140 л.с. при 3200 об/мин. Крутящий момент составляет 353 Н.м в диапазоне 2000–2500 об/мин. Конечно, прибавка в 40 сил для такого мотора не бог весть что, однако автомобиль способен честно держать скорость 120 км/ч на шоссе и до 12 км/ч на воде. Куда больше?! Стоит еще учесть зверский аппетит «восьмерки». Правда, емкость топливных баков тоже не назовешь скромной, и считается, что запас хода на одной заправке – 750 км. Тюнинговый БРДМ жрет бензин примерно так же, как и стандартный: вес дополнительного оборудования компенсирует отсутствие башни, аэродинамика (если этот термин вообще можно применить по отношению к крепости на колесах) чуть лучше.
Видевшие обычный БРДМ подтвердят – голос устрашающий. У «люксового» звук можно назвать приятным – мягче работает двигатель, да и глушители тюнинговые, марки Ultima. Извольте убедиться – стоят на своих местах над двигателем, рядом с крюками для буксировки по воде.
Каков автомобиль на ходу, к великому сожалению, испытать не удалось: уговоры были тщетны, машину пришлось бы мыть! Но хозяин с домочадцами утверждают, что идет она плавно, разгоняется резво, тормозит хорошо, в кабине можно разговаривать, не повышая голоса. Оснований для недоверия нет. Особенно по поводу звука. Даже самая простая аудиосистема, установленная в этом автомобиле, может звучать очень даже качественно. А здесь стоят отменные компоненты.
Мы давно привыкли к разнообразной экзотике. Кажется, избалованную необычными автомобилями московскую публику уже ничем не тронуть. Но БРДМ, подкативший к банку или казино, точно вызовет всплеск эмоций. А это не такая уж и фантастическая картинка – автомобиль стоит на учете в ГАИ, имеет право передвигаться по дорогам общего пользования. По всем статьям он куда как круче новомодных джипов. По оснащению ближе к небольшой квартире, нежели к автомобилю. А уж стоит – как целый дом.
Можно, не шутя, сесть и отправиться на край света. Через болота, через речки, можно вплавь... Опять же выехать на середину озера, «прощупать» эхолотом дно и порыбачить. Не снимая смокинга, под бубнеж телевизора, под прикрытием брони и со страховкой в виде спутниковой связи. Башни нет... и не надо!
Фото автора